Русский English
Forgotten stars of the Soviet automobile industry


Soviet sports cars, auto rarities of USSR

GAZ-GL1

 

Soviet sports car - GAZ-GL1
GAZ-GL1


In May 1938, disaster struck almost a world scale: at km race in Moscow with the start of the run on Gromov presented to him by a car in the U.S. "Cord 812" that do not differ to any differences from the factory, which nearly broke the record for the Soviet Union, developing speed of 141.565 km / h. Hero-pilot was very lucky that he has not held up to the record, although quite a bit. Who knows, he would have been a hero at all, and the pilot in particular, was such an incident? On the world scene looked so Soviet, to put it mildly, a lab and allow foreign technology reigns within our vast country ... Politburo a slap in the face could tolerate. Threat, as always, simply eliminated. No car - no problem, and a special decree was prohibited from using foreign techniques of competitions.

 

 

GAZ-GL1 E. Agitova design. 1938

Again, another problem arose. As already mentioned, classes avtomotosportom considered perhaps the best way to train military drivers (hence the game with explicitly militaristic bent - "find the enemy," "chasing a balloon," etc.), and what lessons could buy racer low-speed driving home-made car? Sports and racing cars in the country was not enough, and there is God Himself in the person of the party ordered to undertake the creation of such a vehicle on zvodah.

 

So at the Gorky Automobile Plant GAZ-GL1 appeared Eugene Agitova. Working in the factory, having a much greater financial and technical base than even VI Tsipulin, GAZ-TSAKS which has been built, yet, in a sports club - conditions far from ideal, Agit could create a truly stunning machine. For his services were the most advanced and modern design.

The donor appeared hopelessly out of date is no longer the GAZ-A, a GAZ-M1, commercially produced since 1935, who, in fact, a copy of the American Ford-V8-40, 1933. However, the issue of Ford's V-obraznika Gazovtsa master could not, and "Emka" recruited inline four-cylinder engine capacity of 3285 cc., Power 50 hp at 2800 rev / min. but also with American roots - it was a prototype power plant Ford-BB.

At the "bare" frame GAZ-M1 set streamlined single body with a protective windshield. By the way, the issues of streamlining EV Agit had his own point of view different from the opinions of Nikitin and Girelya Tsipulina. Body in the back of a "flattened" in the horizontal plane, forming a large tail.

 

GAZ-GL1 E. Agitova design. 1940

The engine has also been thoroughly reworked, from the increased compression ratio, the experimental cylinder head with larger diameter valves, issued for 65 hp at 3200 rev / min. "Pull" with more engine GAZ-M1 could not be anyone, either before or after Eugene Agitova. GAZ-GL1 mass was 1000 kg.

 

In October 1938 the test AF Nikolaev reached on a GAZ-GL1 average speed of 147.84 km / h at a distance of 1 km from the turn. But already in 1940 in a production of GAZ-11-73 with the new inline six-cylinder engine GAZ-11 capacity 3485 cc. managed to reach the speed of 140.077 km / h.

The conclusion suggests itself: we need upgrade the car, which was done. GAZ-GL1 bought a new power plant GAZ-11, forced to 100 hp at 3600 rev / min. But there were other difficulties: the first motor is strongly warmed, and, secondly, the aerodynamics also demanded improvements. Streamlined hood over the driver's head, a new grille, aerodynamic wheel trims allow some streamlining to improve the car, but weight increased to 1,100 kg. Maximum speed, which could squeeze out of the GAZ-GL1 modified - 161.87 km / h. It was the fastest car in the Soviet Union but abroad 10 years ago was beaten by a threshold of 350 km / h. Perhaps the outcome could be improved, but in 1941 the war began.

But experiments with the engine GAZ-11 were not in vain: in 1949 on the production car GAZ-12 was the same engine boosted to 90 hp By the way, the GAZ-GL1 - one of the few sports cars in those years, dozhivshy to this day. Today it is kept in the museum of GAZ.

News of retro cars world
Владимир заполонили ретро-автомобилиБольшое количество отреставрированных раритетных авто можно было наблюдать на центральных улицах Владимира в минувшее воскресенье. В этот день около 1
Парковка раритетов в центре МинскаВ субботу 2 июля ратуша в Минске на один день превратилась в мини-парковку для ретро. А все потому, что в этот день в Минске проводилось ралли раритет
1 июля по Чите проедет колонна ретро-авто3 июля – день ГАИ (ГИБДД). В этот день исполняется 75 лет со дня образования данной структуры. В честь такого выдающегося события в Чите устроят гранд
«Победе» исполняется 65 летСегодня празднует свой юбилей авто-раритет, носящий легендарное название «Победа». Сегодня исполняется 65 лет с того момента, как первая «Победа» была

Русский English
Забытые звезды советского автопрома


Советские спортивные автомобили, авто раритеты СССР

ГАЗ-ГЛ1

Советские спортивные автомобили - ГАЗ-ГЛ1
ГАЗ-ГЛ1

В мае 1938 года едва не произошла катастрофа мирового масштаба: на километровой гонке в Москве со стартом с ходу Михаил Громов на подаренном ему в США автомобиле "Корд-812", не отличавшимся какими-либо отличиями от заводского, едва не побил рекорд СССР, развив скорость в 141,565 км/ч. Герою-летчику очень повезло, что он не дотянул до рекорда, хотя и совсем чуть-чуть. Кто знает, был бы он героем вообще, и летчиком в частности, случись такой казус? На мировой арене Советский итак смотрелся, мягко говоря, неказисто, а позволить заграничной технике править бал внутри нашей необъятной Родины... Политбюро такой пощечины стерпеть не могло. Угрозу, как всегда, устранили просто. Нет машины - нет проблемы, и специальным указом было запрещено использовать зарубежную технику в соревнованиях.

ГАЗ-ГЛ1 конструкции Е. Агитова. 1938 г.
Опять же встала другая проблема. Как уже было замечено, занятия автомотоспортом считались едва ли не лучшим способом подготовки военных водителей (отсюда и игры с явно милитаристическим уклоном - "найди противника", "погоня за воздушным шаром" и т.д.), а какой опыт мог приобрести гонщик, управляя самодельным тихоходным автомобилем? Спортивных и гоночных автомобилей в стране не хватало, и тут уже сам Бог в лице партии велел взяться за создание такого автомобиля на зводах.

Так на Горьковском Автомобильном Завода появился ГАЗ-ГЛ1 Евгения Агитова. Работая в заводских условиях, обладая гораздо большей материальной и технической базой, нежели даже В.И. Ципулин, ГАЗ-ЦАКС которого был построен, все же, в спортивном клубе - условиях далеких от идеальных, Агитов мог создать действительно потрясающий аппарат. К его услугам были самые передовые и современные разработки.

Донором выступал уже не безнадежно устаревший ГАЗ-А, а ГАЗ-М1, серийно выпускавшийся с 1935 года, бывший, фактически, копией американского Ford-V8-40 1933 года. Однако выпуск Фордовского V-образника Газовца освоить так и не смогли, и "Эмка" комплектовалась рядным четырехцилиндровым двигателем рабочим объемом 3285 см. куб., мощность 50 л.с. при 2800 об./мин., но тоже с американскими корнями - его прообразом была силовая установка Ford-BB.

На "голую" раму ГАЗ-М1 установили обтекаемый двухместный кузов с защитным лобовым стеклом. Кстати, в вопросах обтекаемости Е. В. Агитов имел свою точку зрения, отличную от мнений Никитина, Гиреля и Ципулина. Кузов в задней части был "приплюснут" в горизонтальной плоскости, образуя широкий хвост.

ГАЗ-ГЛ1 конструкции Е. Агитова. 1940 г.
Двигатель так же был основательно переработан: с увеличенной степенью сжатия, экспериментальной головкой блока цилиндров с увеличенными диаметрами клапанов, выдавал уже 65 л.с. при 3200 об./мин. "Вытащить" больше с мотора ГАЗ-М1 не удавалось никому ни до, ни после Евгения Агитова. Масса ГАЗ-ГЛ1 составляла 1000 кг.

В октябре 1938 г. испытатель А. Ф. Николаев достиг на ГАЗ-ГЛ1 средней скорости 147,84 км/ч на дистанции 1 км с хода. Но уже в 1940 году на серийном ГАЗ-11-73 с новым ряднам шестицилиндровым двигателем ГАЗ-11 объемом 3485 см. куб. удалось достичь скорость в 140,077 км/ч.

Вывод напрашивался сам собой: необходима модернизация автомобиля, что и было сделано. ГАЗ-ГЛ1 приобрел новую силовую установку ГАЗ-11, форсированную до 100 л.с. при 3600 об./мин. Но возникли другие трудности: во-первых мотор сильно грелся, а, во-вторых, аэродинамика так же требовала улучшений. Обтекаемые колпак над головой водителя, новая облицовка радиатора, аэродинамические колпаки колес позволили несколько улучшить обтекаемость машины, но масса возросла до 1100 кг. Максимальная скорость, которую удалось выжать из модифицированного ГАЗ-ГЛ1 - 161,87 км/ч. Это был самый быстрый автомобиль в Советском Союзе, но за границей еще 10 лет назад был побит порог в 350 км/ч. Возможно, результат удалось бы улучшить, но в 1941 году началась война.

Но опыты с двигателем ГАЗ-11 не пропали даром: в 1949 году на серийном автомобиле ГАЗ-12 стоял этот же двигатель, форсированный до 90 л.с. Кстати, ГАЗ-ГЛ1 - один из немногих спортивных автомобилей тех лет, доживший до наших дней. Сегодня он хранится в музее ГАЗа.

(c) К. Костин, 2006
Новости мира ретро автомобилей
Владимир заполонили ретро-автомобилиБольшое количество отреставрированных раритетных авто можно было наблюдать на центральных улицах Владимира в минувшее воскресенье. В этот день около 1
Парковка раритетов в центре МинскаВ субботу 2 июля ратуша в Минске на один день превратилась в мини-парковку для ретро. А все потому, что в этот день в Минске проводилось ралли раритет
1 июля по Чите проедет колонна ретро-авто3 июля – день ГАИ (ГИБДД). В этот день исполняется 75 лет со дня образования данной структуры. В честь такого выдающегося события в Чите устроят гранд
«Победе» исполняется 65 летСегодня празднует свой юбилей авто-раритет, носящий легендарное название «Победа». Сегодня исполняется 65 лет с того момента, как первая «Победа» была